«Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единый области ввящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства»
А.Н.Радищев
Первый русский гидротехник — самоучка Сердюков Михаил Иванович, построивший первую в России Вышневолодскую водную систему родился в 1678 году в Южном Забайкалье на берегах реки Селенги. Родители дали ему имя Бороно, сын Имегена, отец изготавливал луки и стрелы и продавал лошадей в Китай.
Исследования ученых и краеведов дают основание полагать, что семья Бороно относилась к роду табангутов. Они последними из бурят-монгольских племен приняли подданство России, кочуя в Китай и снова возвращаясь, не платя ясака. В 1691 году табангуты вступили в стычку с казаками Чикойского острога и отец был убит, а еготринадцатилетнего мальчика взяли в плен. Из острога енисейский казак привез Бороно в Енисейск и продал за 10 рублей приказчику Ивану Михайлову Сердюкову, с которым он прожил до 17 лет. Был крещен в православную веру, получил новое имя – Михаил, обучен грамоте. Помогал крестному отцу вести торговлю в разных областях России и за границей: в Средней Азии, Персии, Китае. После смерти крестного в 1700 году работал приказчиком у богатейшего и именитого купца Михаила Евреинова. В 1704 году получил от него свободу и стал торговать сам.
Основными торговыми путями того времени были реки. Когда река уходила от намеченного пути, товары перегружались на волокуши и окрестные мужики — ямщики тащили грузы к следующей переправе. В годы Северной войны 1700 – 1721 годов и начала строительства Петром I Санкт – Петербурга, нужда в различных материалах и продовольствия резко возросла. Петр I пригласил голландских мастеров и они построилипервый в России канал соединяющий реки. Но через несколько лет канал обмелел, воды летом не хватало, и поток судов сильно сократился. К этому времени Сердюков стал обладателем нескольких заводов: винокуренных, солодяных, мельничных, скотских и других подрядных промыслов. В лучшей проходимости канала он тоже очень сильно нуждался. У него был свой «прожект», с которым он через своих знакомых покровителей обратился к царю. Получил одобрение, главным образом, потому, что не просил денег, обязался построить за свой «кошт» и взять канал в собственность. 26 мая 1719 года вышел знаменитый царский указ и новгородский купец становится полновластным владельцем Вышневолодского водораздельного участка. После постройки канала, через него проходили тысячи барок с грузом, с каждой Сердюков имел плату. Представляете масштаб? Как ему удалось создать новую водораздельную систему? Первым делом Сердюков углубил и расширил дно канала. Во-вторых использовал для пополнения канала водой «бесполезно протекающую» реку Шлину, пустив ее в реку Цну, выше Тверецкого канала. Венцом гидротехнической деятельности Сердюкова явилось созданное им Заводское водохранилище площадью 6 квадратных верст, которое наполнялось паводковыми (талыми) водами.
И вот здесь, дорогие читатели, внимание!! Многие исследователи связывают результат работы М.И.Сердюкова с его природным талантом, умом, опытом прохождения торговых путей. А по — моему, эти умения связаны с ремесленными навыками его предков, т.е. обычаями бурят – монгольских племен.
Привожу факты: мой свекор, Юмтаров Нима Николаевич, уроженец села Убур – Киреть Кяхтинского района, после войны жил в селе Энхэ – Тала. Весной подолгу ходил с лопатой по огороду, а также соседи копали канавки от подножия небольшой сопки за селом. Когда снежный покров на горе начинал таять, вода поступала на огороды, и у них никогда не было проблем с поливом картофеля в засушливое лето. Возвращаясь к написанному, о Заводском водохранилище Сердюкова, возникает аналогия с наполнением его талыми водами. Летом, когда канал мелел, туда через 3 шлюза поступала вода.
Подтверждением этих умений служит книга М.М.Геденштрома «Отрывки о Сибири», выпущенная в 1830 году в Санкт – Петербурге. В ней содержатся ценные сведения о хозяйстве и повседневной жизни коренного этноса Прибайкалья. Он одним из первых исследователей бурят обратил внимание на искусственное орошение пашен и покосов, существовавших у них с давних времен.
И еще: в поисках сведений о жизни Сердюкова в Горьковской библиотеке, мне довелось поговорить о нем со старейшим работником архива, которая нашла не значившуюся в каталогах книгу М.Я. Либермана о деятельности легендарного гидростроителя. Мы с ней сошлись во мнении, что умения Сердюкова это – или сохранившиеся в памяти картинки детства или генетическая память.
За заслуги перед государством, М.И. Сердюкова и его потомков возвели навечно в дворянское звание с именным гербом. Его отметили великие государи России: Петр I, Екатерина II, Елизавета Петровна «пожаловала его и потомков во дворяне» А маленький «почтовый Ям» превратился в густонаселенный торговый путь и ему был присвоен статус города.
На вокзальной площади Вышнего Волочка установлен памятник Петру и М.И.Сердюкову. Мы с вами должны гордиться знаменитым земляком, внесшим большой вклад в развитии государства и способствовать установлению памятника в Бурятии. До середины 80-х годов XX годов им гордились калмыки, считая его своим. Но калмыцкий писатель Алексей Балакаев, начавший писать книгу о знаменитом земляке, поработав в Московских архивах, нашел сведения о детстве М.И Сердюкова и сожалением призналмунгальское происхождение Сердюкова. Так это имя было открыто для Бурятии. Автор этих строк побывала в прошлом году в Вышнем Волочке, посетила музей, встретилась с местными краеведами, которые провели увлекательную экскурсию по старинному городу. Сфотографировалась у памятника, еще у меня есть фото из Эрмитажа, где портрет М.И Сердюкова выставлен в зале великих русских изобретателей – самоучек, наряду сПолзуновым и другими.
Юмтарова О.Б. историк-краевед.