1. Главная
  2. /
  3. Летопись
  4. /
  5. Город Кяхта
  6. /
  7. Цогто Бадмажапов, первооткрыватель мертвого города Хара-Хото

Цогто Бадмажапов, первооткрыватель мертвого города Хара-Хото

Поделиться историей:

Цокто Бадмажапов Находку Хара-Хото («чёрный город») можно сравнить с открытием мифической Трои – об этих городах люди сначала узнали из легенд, а потом убедились в том, что они реально существовали. Но если имя Генриха Шлимана, российского немца, известно всему миру, то наш земляк Цогто Бадмажапов, первооткрыватель Хара-Хото, известен лишь немногим. А ведь у него был ещё и брат, причастный к вывозу из Китая статуи Сандалового Будды…

По следу Марко Поло 

В книге Марко Поло («Книга чудес света») описан город Эдзин, важный торговый центр Тангутского царства. Основан был приблизительно в 1032 году, захвачен Чингисханом в 1226-м. В 1372 году он был разрушен войсками китайской династии Мин. Но интересна история открытия затерянного в песках города.

В июне 1907 года подполковник Генерального штаба Петр Кузьмич Козлов получил письмо от Цокто (Цогто) Бадмажапова, своего друга и спутника в ходе экспедиции по Монголии и стране Кам. Казак-бурят Бадмажапов писал: «Я во время своей поездки в Эцзин-гол сделал весьма интересную открытию — по крайней мере, я думаю. Около песков между долинами «Гойцзо» и «Эцзин-гол» наткнулся на развалину «Хара-Хото» или «Хара-Байшен», где специально дневал сделать снимки и кой что записать» (сохранена орфография и пунктуация оригинала). К письму прилагались фотографии мертвого города Хара-Хото с просьбой показать их вице-председателю Географического общества.

В 1907 году экспедиция под руководством Козлова провела  первые научные исследования. Благодаря отдалённому и труднодоступному местоположению в Хара-Хото сохранились нетронутыми многие артефакты тринадцатого века, в том числе глинобитные стены с бастионами и башнями, развалины религиозных буддийских и различных светских построек.

Благодаря хорошей сохранности удалось составить примерный план города и доказать наличие в нём системы оросительных каналов. Среди обнаруженных артефактов, помимо многочисленных рукописей, были найдены ценные предметы буддийского культа, китайские монеты, юаньские бумажные деньги (иногда называемые первыми подобными в истории), различные сельскохозяйственные и ремесленные орудия.

Экспедиция Петра Козлова доставила в Петербург более 800 книг на тангутском языке! Эти раритеты были размещены в Азиатском Музее РАН, значительная часть найденных Козловым артефактов хранится в фондах Государственного Эрмитажа. Одна из самых важных находок экспедиции Козлова — тангутско-китайский словарь, который был отождествлен во время первоначального описания коллекции А. И. Ивановым. Этот словарь позволил начать работы по дешифровке тангутской письменности.

Кем же был Цогто Бадмажапов?

Статья в «Википедии» очень мала, скупо извещает лишь самые общие сведения о нём: годы жизни (1879-1937) и то, что он был российским и советским переводчиком, монголоведом и первооткрывателем города Хара-Хото. Краткая биографическая справка: «Уроженец Троицкосавского округа Забайкальской области Российской империи, из казачьего сословия кяхтинских бурят. В качестве переводчика и проводника и в чине старшего урядника участвовал в Монголо-Камской экспедиции (1899-1901) П. К. Козлова. Работал в кяхтинской торговой фирме «Собенников и братья Молчановы» под начальством Базара Барадина. Расстрелян в 1937 году по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре против МНР.

Однако сохранились воспоминания Веры Аюшеевой, родственницы брата первооткрывателя Мертвого города

Гомбо Бадмажапова. Он тоже был казаком, переводчиком, а также… знаменит тем, что вместе с ламой Эгитуйского дацана Гомбо-Доржо Эрдынеевым тайно вывез из Китая статую Сандалового Будды (Зандан Жуу), считавшуюся единственной прижизненной статуей Будды Шакъямуни. «Селенгинцы говорят, что помог вывезти статую Гомбо-нойон (Бадмажапов). Он подготовил необходимые документы с печатью маньчжурского императора для беспрепятственного перехода границы. Другим действующим лицом в операции по тайному вывозу статуи Зандан Жуу, уникальных книг и других ценностей, возможно, был его знаменитый земляк Найдан Гомбоев. Он был братом Хамбо ламы Дампила Гомбоева, который в течение 19 лет пребывал на этом высоком посту, пользовался огромным влиянием на народ. Найдан Гомбоев был женат на Елене Старцевой, дочери декабриста Николая Бестужева».

Вот что пишет Вера Аюшеева: «Найдан Гомбоев и Гомбо Бадмажапов в это время жили и работали в Китае. Наверняка они осуществили эту операцию по тайному вывозу Зандан Жуу. Без влиятельных знакомых, связей и знания языка эта работа была почти неосуществима. Об участии Гомбо Бадмажапова в тайном вывозе Зандан Жуу я слышала от шэрээтэ Загустайского дацана Баясхалана-ламбагая». 

Прием у императора

Интересно, что братья Бадмажаповы приходились родственниками Хамбо Ламы Даши Доржи Этигэлова.

Сестра Гомбо-нойона была замужем за братом Хамбо Ламы Этигэлова.

В январе 1913 года братья получили приглашение на празднование 300-летия Дома Романовых и освящение буддийского храма дугана в Санкт-Петербурге. Такое же приглашение получил и главный тайша Забайкальской области и  Бандито Хамбо Лама Даши Доржи  Этигэлов, а также полномочный посланник монгольского правительства князь Дайтцин-Ван Ханда Дорчжи.

Цокто тогда был хорунжим, прикомандированным в качестве переводчика, а Гомбо-нойон занимался в Китае закупками чая. 19 марта бурятская делегация удостоилась личной аудиенции императора.

На фотографии в Санкт-Петербурге 1913 года сидят пятеро знатных бурят: в центре Хамбо лама Д-Д. Этигэлов, рядом слева от него — Гомбо Бадмажапов, с краю в военной форме с саблей у ног – Цокто Бадмажапов, по другую сторону — шэрээтэ Янгажинского и Агинского дацанов. По какой-то причине Цокто Бадмажапов на фотографии не поместился полностью.

Мы раньше упоминали, что Цокто Бадмажапов был репрессирован в 1937 году. Не избежал ареста и обвинений в панмонголизме и его брат  Гомбо. Хотя поначалу революция была братьями принята. Спасаясь от преследований белогвардейцев, Гомбо бежал в Монголию. А когда войска барона Унгерна с помощью местных феодалов и китайцев завладели Ургой, начались аресты. Гомбо Бадмажапову удалось скрыться с семьей.

В Пекине он устроился преподавателем института. Два года работал в Японии, читал лекции по монгольскому языку в Токийском университете. В 1924 году по приглашению Монгольского народно-революционного правительства прибыл в Ургу, его назначили на должность советника Министерства юстиции. Участвовал в написании первой конституции МНР. Но в 1931 году известных бурят, работавших тогда в Монголии, заключили под стражу и привезли в Москву. Им приписали распространение идей панмонголизма, обвинили как японских шпионов… После многомесячных допросов приговорили Гомбо Бадмажапова к пяти годам лагерей. В 1937 году был освобожден, но без права возврата на родину. Отбывал ссылку в городе Белебей Башкирской АССР. Во всех источниках дата смерти – 1930 год. А он был расстрелян в 1938 году.

Источники:

https://arigus.tv/news/item/132937/

https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8050/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения