1. Главная
  2. /
  3. Летопись
  4. /
  5. Город Кяхта
  6. /
  7. Пандито Хамбо Лама России Дамба Даржа Заяев

Пандито Хамбо Лама России Дамба Даржа Заяев

Поделиться историей:

Буддисты России с особым почтением и уважением относятся к личности Первого Пандито Хамбо Ламы Дамба Даржа Заяева, который принес и утвердил Учение Будды в качестве традиционной религии Российской Империи и добился организации Института Падито Хамбо Лам. Именно эти два великих деяния и есть основные заслуги духовного подвига великого сына бурятского народа, и ламы с учениками, Буддисты России, понимая значимость этих важнейших свершений , прикасаются головой о лотосовые стопы несравненного и величайшего учителя Дамба Даржа Заяева.

Дамба Даржа родился в 1702 году , в год водяной Лошади двенадцатого рабджуна. Место его рождения восточнее полноводного и неукротимой реки Чикой, на правом северном ее берегу у горы Отсон хан в 15-ти километрах от села Цагаг-Челутай. Эта местность была полна высокой и разнообразной растительности, ручьев и заливных лугов. Местность Отсон хан знаменита тем, что притягивает к себе грозы и молнии, обитания Божества Очирвани, олицетворяющего силу и мощь Будд.

Сразу после рождения Дамба Даржа проявил чудо — в течении одного года долстиг семилетнего возраста. В детские годы он отличался веселым и непохожим на других нравом. Когда в детстве он твердил своим родителям, что хочет отправиться в Тибет, и просил их отпустить его, те и слушать не хотели , говоря : » Что же ты будешь делать в тех далеких краях?» . Тогда он отказался входить в дом и потерял интерес к пище и питью , из-за чего родители согласились отпустить его в Тибет.располажение духа вернулось к нему, он вошел в дом и с удовольствием принял предложенную пищу. Эти и многие удивительные умственные наклонности отличали от других детей.

Когда ему было 11 лет , он вместе с друзьями Батором и Бахлаем отправился в «Богдын Хурээ» в Монголию.

В это время распространилась страшная эпидемия, наступило тяжелое положение. Его Святешество Богдо Гэгэн повелел своим послушникам : » В западном монастыре у одного ламы учится малолетний хуварак с севера. Его сгодня же надо как следует побить и прогнать, чтобы он не вернулся». Приказ был исполнен со второго раза и Заяева с друзьями прогнали .Сразу после этого на северо-западе потемнело небо, появились холодные тучи и разразилась сильная гроза с градом, во время которой каменную стелу семь раз ударила молния и разбила ее вдребезги. Когда дождь успокоился, люди спросили : » В чем причина этого ?». Богдо Гэгэн ответил : » Этот хуварак с севера является ламой- хубилганом (перерожденцем) божества Чойжил и, чтобы остаться учиться здесь , рассердившись , решил покарать меня молниевым копьем».

Из Богдын Хурээ друзяьм, оставив Бахлая , пришлось уйти , и они направились в Тибет после чего достигли местности Амдо.Здесь пути друзей разошлись и Дамба Даржа Заяев

отправился в Лхасу , где обучался в разных школах многих монастырей Лхасы, в основном в монастыре «Балдан Брэйбун», на философском факультете Гоман дацана, а так же в монастыре Радод.

После 18 лет обучения , лама Заяев получил у Панчен ламы обеты Гецула.

Панчен Богдо благословил его, изрек благопожелание , чтоб после возвращения на родину он стал главой Учения и подарил ему островерхую шапку приверженцев школы Гелук.

Затем VII Далай лама посвятил его в Гелонгы — полные монашеские обеты — подрил ему золотой цветок лотоса.

Дамба Даржа Заяев среди многих тысяч мудрецов , ученых лам , пройдя обряд «Дамжа» , удостоился звания Габжа — ученной степени , присваиваемой ученым ламам, овладевшим знаниями десяти буддийских наук и выдержавшим диспуты.

Его Святейшество Далай Лама даровал ему наставление и высокий титул «Номуун Хан» ( Царь учения) — это означало , что он имеет право даровать посвящения ламам , мирянам, проповедовать Учение и распространять буддизм в свей стране. У Эспера Ухтомского написано : » инородец цонгольского рода Даржа Заягин … учился в Лхасе при Далай ламе , побывал у другого менее важного буддийского святого в Даши Лхунбо, принял главнейшие посвящения , накупил книг. Доехав домой, бурятский лама показался родной толпе удивительным существом».

Возврашение

В год водяной Мыши он вернулся на родину и встретился со своими обрадовавшимися родителями, родственниками и земляками. Он вернулся вместе со своими старыми друзьями ламами Батором и Бахалаем, первый стал астрологом , а второй тантристом .Батор лама был в большом почете у состоятельных людей , а Бахалай лама — у простых бурят. Несмотря на то что они оба были высокообразованными ламами , они всегда говорили , что они никто по сравнению со своим великим другом — Дамба Даржа Заяевым.

Вернувшись на родину , лама Заяев совершил молебен в войлочной юрте. Этот Хурал был проведен в год водяной Мыши , в 1732 году, у подножия горы Отсон хан. На последующие хуралы стали приходить верующие из низовьев Чикоя.

Лама Заяев даровал Учение Будды народу , обучал хувараков, установил строгие правила поведения и службы для лам, наладил порядок работы дацанов и проведения Хуралов по подобию , принятых в монстыре » Балдан Брэйбун» . Однажды Заяев попросил Будду мудрости Манзушри ниспослать на землю Забайкалья благополучие и счастье. Манзушри дал знать о необходимости строительства дацана. Об этом же был наказ учителей , и Дамба Даржа Заяев начинает строить дацан в местности Эргэ Бургэ.

Эргэ Бургинский — Хилгантуйский Дацан » БАЛДАН БРЭЙБУН» — Первый дацан России

По настоянию Заяева через канцелярию Селенгинского воеводы было отправлено прошение о строительстве дацана, на которое было получено ответ Ее Высочества Анны Иоанновны , разрешающий возведение храма . в 1733- 1735 годы началось строительство деревянного первого дацана, который , который по настоятельной просьбе Селенгинского воеводы , Заяев был вынужден перенести на правый берег Чикоя, в местность Хилгантуй. Ламы и миряне обратились к вышестоящим с просьбой назначить ламу Заяева Ширээтэ ламой дацана, на что через контору Селенгинского воеводы был получен приказ об одобрении его кандидатуры.

Когда число хувараков достигло 150-ти , то после его обращения к вышестоящим властям был утвержден так называемый комплект лам и хувараков из 150- человек. Этим впервые был утвержден комплект штатных лам и освобождение их от повинностей и поборов.

В 1741 году по Высочайшему Императорскому указу буддийское духовенство официально получило » дозволение проповедовать между кочующими племенами веру ламайскую», и Цонгольский дацан был объявлен главным среди действовавших 11 дацанов. Буддизм официально признан одной из религий в Российской Империи . С этого периода в Цонгольском дацане происходит становление и формирование единой ламаисткой церковной системы в Забайкалье.

На троне Пандито Хамбо Ламы

Следующей вехой в отношениях между империей и Сангхой стало утверждение Института Пандито Хамбо Лам . В 1764 году по просьбе родовой селенгинской знати Дамба Даржа Заяев назначен Пандито Хамбо Ламой всех селенгинских дацанов . «Лама Заяев как знающий смысл из книг 108 томов Ганжура утвержден по Указу Пограничной канцелярии от 22 июня 1764 года № 610 Пандито Хамбо Ламой», «решением Чикойского управления параграф № 22 от 10 января 1764 года Дамба Даржа Заяев утвержден в должности главного над всеми ширээтэ ламами Пандито Хамбо Ламой Забайкальских Буддистов».

Хамбо Лама принимал активное участие в общественной жизни бурятского общества. в 1767 году он был избран делегатом от Селенгинских бурят в состав » Комиссии об Уложении «- собрания представителей разных сословий созданного для разработки нового Российского свода законов. 1768-1679 годы он провел в Петербурге. В это время он имел аудиенции у Императрицы Екатерины II , во время которых он рассказал ей о своих путешествиях в Монголию , Китай, и Непал. Поэтому Хамбо Лама Заяев известен и как автор первого бурятского географического сочинения-описания своего путешествия в Тибет, написанного им в 1768 году по просьбе и настоянию Екатерины II. его описание путешествия в Тибет было впервые введено в научный оборот А.М. Позднеевым в 1900 году. » Описание хождения в Тибет» Заяева было рассмотрено как один из первых памятников самостоятельного жанра монгольской и бурятской литературы.

А вот как описывает аудиенцию у царицы летописец Вагиндра в » Жизнеописании Зая Хамбы» : » В одинацатый день первого месяца 1768 года земли-птицы они прибыли в столицу России Петербург. Там за все время пребывания [ он ] дважды удостаивался аудиенции у великой императрицы , много говорил с ней о том , что является благом для Учения и живых существ, описывал ей хорошие стороны этого. Так все и было на самом деле . [он ] подал [императрице ] прошение о религиозной и светской сторонах жизни бурят, состоявшее из двадцати двух пунктов . Большая часть этого прошения была удовлетворена . В знак почтения ему былы вручена медалль , изготовленная из лучших драгоценностей».

В разговоре с ним царица спросила : «Чем наградить Вас за Ваши деяния?» Зная о своих прошлых перерождениях , когда он был индийским Пандито , он попросил его подтвердить этот его почетный титул . И эту просьбу Зая Хамбы императрица удовлетворила лично, высочайше утвердив его в статусе I Пандито Хамбо Ламы!

Буддийская религия , после утверждения второй религией ( после православной) , стала всесторонне развиваться , Хамбо Лама получил разрешение у императрицы строить дацаны и монастыри без ограничений , по мере религиозной надобности. Так же были утверждены пять главных должностных лиц, которые руководят всеми ламами . Они утверждались начальством и освобождались от повинностей и налогов и пользовались привилегиями нойонов.

В последующем постепенно в Хоринском , Агинском краях, у хамниганов , в Алари, в Баргузине и других местах распространялись буддийские общины. Всего было построено 34 дацана. Хамбо Лама Заяев , осуществляя однажды данное ему повеление великих святых о распространении буддийского учения в своей стране , обучал и распространял их коренное учение. Однажды в поездке по приглашению Жимба ламы Ахалдаева , после выбора места для строительства Тамчинского дацана , Шанзодба Баторов спросил у Зая Хамбы: » Зачем им жаловать учение для руководства ?» Хамбо ответил » Мы , трое , ездили на учебу в школы Тибета и Монголии не ради одного цонгольского рода, а для всех бурятских людей. Дела по руководству религией могут потребоваться в любом месте, поэтому мы должны туда отправляться и решать дела религии».

В 1777 году в возрасте 75 лет первый Пандито Хамбо Лама России Дамба Даржа Заяев погрузился в Нирвану в местности Талын Харгана , где ныне находится Ацайский дацан- Дворец Богини Белой Тары.

Буда Дугарцыренов.

из книги 250 лет Институту Пандито Хамбо Лам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения