1. Главная
  2. /
  3. Летопись
  4. /
  5. Город Кяхта
  6. /
  7. О Кяхтинском горсаде и его легендарном директоре Леве Немчинове

О Кяхтинском горсаде и его легендарном директоре Леве Немчинове

Поделиться историей:

Коренной житель Кяхты Геннадий Леонидович Немчинов рассказывает истории из жизни своего отца — знаменитого директора городского сада.

Мой отец, Немчинов Леонид Иванович, или, как все его звали, «Лева Немчинов», был одним из самых известных и уважаемых кяхтинцев, а его деятельность в должности директора парка (1947-1965 годы), о которой до сих пор ходят легенды, может служить примером замечательной организации досуга горожан.

Родился он 22 апреля 1909 года в селе Полканово. Имел образование, как сам любил выражаться, «90 часов церковно-приходской школы». За свою сознательную жизнь он на практике приобрел много специальностей по строительной части. Но особенно любил заниматься садоводством. Вполне вероятно, что о страсти Леонида Ионовича к цветам, а также о его аккуратности и усердии в любом деле тогдашние власти хорошо знали, и в 1947 году мой отец был принят на должность директора городского сада.

На территории городского сада в то время располагались танцевальная площадка старой постройки, летняя беседка-читальня, площадка для «ехора», фонтан без воды и две торговые точки, а также Троицкий собор, правда, тогда у него еще были купола, и он не был так сильно разрушен, как сейчас. В таком вот хозяйстве и начинал свою деятельность Леонид Иванович Немчинов.

Леонид Иванович Немчинов непременно начинал подготовку городского сада к открытию летнего сезона в апреле. В начале этого месяца он набирал определенное число работников, которые затем обслуживали место культурного отдыха горожан по сентябрь включительно. В мае производился ремонт скамеек, которые в те годы были установлены по бокам каждой аллеи, огораживались газоны, убирались старые деревья, велась посадка саженцев.

На фотографии 1947 года видно, как выглядел тогда вход в городской сад. По обе стороны ворот стояли две небольшие будки, в одной из которых продавались входные билеты в горсад и на танцевальную площадку (вход на площадку для «exopa» был свободным), в другой находился рабочий кабинет директора и здесь же радиорубка с патефоном и радиоаппаратурой, в последующие годы — радиолой.

В те годы климатические условия были иными, чем сейчас, и летний сезон горсада начинался 1-5 июня. Открыт для посещения и отдыха кяхтинцев горсад был все дни, кроме понедельника, когда он закрывался на мелкий ремонт, генеральную уборку, полив деревьев, саженцев и цветов.

​ Во вторник, четверг и пятницу проводились танцы под аккомпанемент баяниста или аккордеониста, а в перерыве музыкальное оформление осуществлялось радиолой, в чем непосредственное участие принимал ваш покорный слуга. А делалось это так. Поскольку тогда я и читать-то еще не умел, отец выбирал три грампластинки с танцевальными мелодиями: вальсом, фокстротом, полькой. Проигрывая эти пластинки по два раза каждую, я и заполнял перерыв, пока баянист или аккордеонист отдыхали. Здесь следует сказать, что на баяне и аккордеоне тогда играли многие, но где-то до 1951 года самыми искусными и популярными в городе музыкантами были баянист Лимаев и аккордеонист Летяев (извиняюсь, что не помню имен и отчеств этих настоящих виртуозов). В настоящее время старший сын Летяева живет в Кяхте. В среду, субботу и воскресенье, кроме радиолы и баяниста с аккордеонистом, в городском саду по вечерам играл духовой оркестр, причем, по воскресеньям он исполнял марши и советские песни и днем у фонтана.

Танцы проводились до 23 часов, а вот по субботам и воскресеньям — до полуночи. И представьте себе: с 8 часов утра до закрытия сада отец находился на своем рабочем месте. И уходил домой самым последним из работников.

Завершив летний сезон в городском саду, Леонид Иванович Немчинов на зиму становился одновременно и директором Дома культуры, и директором катка, который заливался на стадионе.

На стадионе стояла небольшая избушка, которая летом служила раздевалкой для футболистов, а зимой — пунктом проката коньков. Любой желающий мог за небольшую плату арендовать на час коньки и кататься в свое удовольствие.

​Каток имел стандартное поле для хоккея с мячом и конькобежную дорожку. До сих пор в памяти веселые зимние вечера на катке. Сюда приходили, чтобы на свежем воздухе отдохнуть после трудов праведных. А многие молодые люди встретили здесь свою судьбу. Массовое катание горожан происходило под звуки радиолы, на которую ставились пластинки с модными в те годы мелодиями.

Перед Новым годом в центре катка устанавливалась елка. В ее украшении принимало участие практически все население от мала до велика. Кто-то изготавливал ледяные игрушки, разноцветные бумажные гирлянды, флажки, кто-то приносил «магазинские» шарики, фонарики, мишуру. Так что, «с миру по нитке» и наряд у лесной красавицы получался великолепным.

​Подготовка коньков, выдаваемых напрокат, велась каждодневно. Этим занимались ребятишки, которые, проточив коньки и сдав работу дяде Леве, получали право на бесплатное катание.

Радиолу, как и в летнем парке, обслуживал я. Впрочем, и коньки приходилось точить, чтобы за сии труды бесплатно попользоваться спортинвентарем. Среди прочих пацанов папа-директор меня невыделял и я зарабатывал право покататься на коньках на тех же основаниях, как и мои ровесники.

Когда выпадал снег, на расчистку катка выходили все школьники города в часы, отведенные для уроков физкультуры. Добровольными помощниками отца, который стимулировал их труд вышеописанным способом, заготавливались также метлы и прочие инструменты для расчистки зимнего стадиона. Заливку катка, по договоренности с Леонидом Ионовичем, между нами говоря, «за рюмочкой чая», осуществляли работники пожарного депо, находившегося, как и поныне, в пятидесяти метрах от «батиного объекта». И опять-таки при активном участии старшеклассников. Подача воды на поле осуществлялась из центральной водокачки: благо, что она располагалась рядом.

В 1950-е годы по проекту моего отца Л. И. Немчинова и под его непосредственным руководством был проведен широкий фронт работ по благоустройству городского сада. Убирается старая танцевальная площадка и на ее месте строится новая, более просторная. Подводится в фонтан вода и он начинает струиться мириадами разноцветных от летнего солнышка брызг, распространяя свежесть. Взамен тесной будки у входа, где находились рабочий кабинет директора и радиорубка, сооружается деревянный домик, в который перемещаются и «офис» Леонида Ивановича, и современная аппаратура: радиола, электропроигрыватель, оттеснивший патефон, и оборудование для трансляции радиопередач, музыки и объявлений на две точки парка. Один громкоговоритель был установлен около танцплощадки, другой — у фонтана.

Тогда же оборудована и летняя площадка-сцена для выступлений и участников местной художественной самодеятельности, и приезжих артистов.

О самодеятельности хочется сказать особо. Сколько было в нашем городе творческих коллективов, которыe дарили свое искусство не только кяхтинским, но и улан-удэнским столичным зрителям! В художественной самодеятельности участвовали и школьники, и студенты техникумов и училищ, и учителя, и рабочие — словом, все категории горожан. Выступления перед земляками с концертами в выходные дни и репетиции в будни были для них тем, что называется «культурный досуг».

Вернемся к рассказу о горсаде. Запомнилось, как однажды (тогда уже были построены летний кинотеатр, читальный зал) на территорию парка обрушился ливневый поток с улицы Маскова. Аллеи и дорожки покрылись метровым слоем мокрого песка. На расчистке своего любимого места отдыха от стихийных наносов участвовали десятки горожан, студенты, школьники, курсанты школы военных шоферов (такая часть существовала на территории нынешнего райпо). Метр за метром из парка удалили ил и грязь, и он снова стал ухоженным.

Так же, как и сейчас, на обустройство и содержание горсада, аттракционов не хватало денег. Леонид Иванович в подобных случаях полагался и на собственную смекалку, и на поддержку энтузиастов-добровольцев. Задумав внедрить на вверенном ему объекте какое-либо новшество, он не обивал пороги кабинетов начальства, выпрашивая «денежку», а часто шел другим путем. С кем-то из нужных людей попарится в баньке с обязательной «четушечкой» после нее, располагающей к доверительной беседе, с другими договорится «баш на баш»: ты мне, я -тебе, третьему посулит «магарыч», четвертому «на совесть надавит». Глядишь, и задуманное дело для повышения культурного уровня досуга горожан с малыми затратами начинало воплощаться в жизнь.

Что и говорить, психологом и организатором отец мой был еще тем. Притом, как и большинство людей его поколения, он не отрабатывал жалованье, а трудился с душой, инициативой и на совесть, словно в личном хозяйстве, заряжая своей неуемной энергией других.

Любое начатое дело отец непременно доводил до конца, используя «все каналы», описанные нами выше. Конечно, бюджетные средства на нужды горсада выделялись, но лишь присовокупив к ним разворотливость и предприимчивость, Леонид Иванович внедряет в парке популярные в те времена аттракционы. Были изготовлены самодельные карусели на 36 посадочных мест, детские качели с сиденьями в виде лодочки и плота, а также гигантские качели около Троицкого собора.

Здесь надо сказать, что отец рьяно оберегал исторический и духовный памятник – церковь — от случайных поджогов и разрушения, выгоняя из нее тех, кто проникал и через парадный, и через «темный» входы. Особенно досаждали Леониду Ивановичу ребятишки из детских домов, которых в те послевоенные годы в Кяхте было три. Уж очень они любили полазать по лестничным переплетам, могли заночевать, развести костер.

В парке была теплица, где в марте высеивались на рассаду семена разных цветов. Отсюда с приходом теплых солнечных дней рассада астр, георгинов, «анютиных пазок», «ноготков», «львиного зева» и других декоративных сортов высаживалась в многочисленные клумбы парка, скверов по центральной улице Ленина. Весной и осенью велась и посадка деревьев. Причем, не стихийно, а по четкой схеме, разработанной директором так, чтобы не нарушать линии аллей.

Расположение всех аллей в батином хозяйстве отчетливо помню. Например, «аллея любви» находилась на западной стороне и шла вдоль забора, отгораживающего горсад и нынешнюю детскую школу искусств. Она была самая дальняя от центра и самая темная от густо посаженных деревьев, отчего, вероятно, и получила свое романтическое название. А всего в пространстве от танцевальной площадки до вышеупомянутого забора имелось пять аллей, обсаженных, в основном, дикой яблоней и черемухой. Представляете, какой стоял аромат в пору цветенья этих кустарников.

Работая директором, Леонид Иванович был одновременно и садоводом, и цветоводом, и плотником, и столяром, и землекопом, многое делая собственноручно. В прямом смысле слова, он был Хозяином городского сада. Его трудовая деятельность проходила на виду у всего населения нашего небольшого городка. Было у него еще одно имя «Лева», а нас звали «дети Левы». Любой горожанин — и большой, и малый — мог показать, где Лева живет, иногда даже не зная фамилии того, о ком спрашивают…

Литературная обработка – Александр Фарфутдинов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения