Летом 2023 года один из известных журналистов республики Александр Фарфутдинов отметил сорокапятилетие творческой деятельности. А ведь еще в школьные и студенческие годы, блестяще издавая стенгазеты, он мечтал сеять разумное, доброе и вечное на поприще школьного учителя истории…
Свою секретную общую тетрадь с описанием разных событий — из жизни сверстников, взрослых, родной Усть-Кяхты — школьник Саша показывал только братьям и друзьям. Примерно классе в седьмом стал издавать на четырёх тетрадных страницах, причём, в двух экземплярах, семейную газетку. В ней все было по-взрослому, по законам жанра: передовица, рисунки, заменяющие фото, информации, кроссворд или ребус. И даже критика младших братишек за неудовлетворительные оценки! Обмакивая ручку с пёрышком в вот-вот готовые капнуть кляксой чернила, будущий журналист каждый вечер (!) старательно исписывал по восемь страниц в «линейку».
От родителей сей факт скрывался: тетради в те времена были дефицитным товаром, и Саша занимался «газетотворчеством» под видом выполнения домашнего задания.
В школе Александр всегда был ответственным за стенную печать. И в пионерах, и в комитете комсомола, и в географическом кружке…
Парадокс, но несмотря на явное влечение к сочинительству и издательской деятельности, тогда Саша и не помышлял стать журналистом. Только учителем истории, и никем больше!
И мечта привела его в педагогический вуз.
Учился он – как, впрочем, привык делать всегда и все - с полной самоотдачей. Без крепких знаний ну никак не привить школьникам любовь и понимание этого важнейшего предмета!
В свободное от учебы время продолжил заниматься стенгазетами. Хобби, которое вскоре круто развернет его жизнь…
Судьбоносной для Саши стала встреча с писателем Константином Григорьевичем Карнышевым, который в те годы был редактором институтской многотиражки «За педагогические кадры». В 1975 году студент — историк принес Карнышеву свои литературные заметки о педпрактике в сельской школе. И уже через пару дней без единой правки (!) заметки вышли в печать.
С тех пор до самого выпуска из стен вуза редкий номер газеты выходил без публикации Александра Фарфутдинова. Появлялись его статьи и в Кяхтинской районной газете. Константин Григорьевич рекомендовал способному пишущему юноше трудоустроиться в «районку», дал ему отличную рекомендацию.
А новоиспеченный преподаватель в июле 1978 года … уехал по направлению в Большелугскую среднюю школу.
Не прошло и месяца, как к Александру Тагировичу приехали высокопоставленные гости - первый секретарь райкома комсомола Валерий Цыремпилов и заместитель редактора газеты «Ленинское знамя» Николай Исаев (писатель, автор трилогии «Доля», «Полынь горькая» и «Просека»). И им таки удалось уговорить Александра работать в «районке»!
Уже через два дня он прибыл в редакцию. 15 августа 1978 года в трудовой книжке Александра Фарфутдинова появилась запись «принят корреспондентом…».
На первых порах начинающий журналист был в легком замешательстве: удовлетворения от работы – ноль! А еще в первые дни ему было немного неуютно рядом с такими известными на весь район легендарными личностями, как Александр Константинович Сурмач, Августа Ивановна Громова, фотокорреспондент Фёдор Кириллович Налабордин, Светлана Семеновна Ильичева.
Но – урааа! – уже совсем скоро Саша увидел, что его знаменитые и именитые кумиры – люди простые, открытые, доброжелательные. Не навязчиво, а будто советуясь, деликатно, они вводили новичка в курс газетного дела.
Постепенно появилось «имя» в районке. Всё чаще Александр Тагирович слышал положительные отзывы о своих публикациях. Ему стало нравиться ездить в командировки, знакомиться с людьми, рассказывать землякам об увиденном и услышанном. И теперь, спустя сорок пять лет, он благодарен судьбе и людям, названным выше, за то, что стал журналистом. Сейчас знаменитый на всю республику Александр Фарфутдинов и не мыслит себя вне этой профессии, без своего «острого пера».
Большая часть его трудовой деятельности прошла в газете «Ленинское знамя» Кяхтинского района. Работал в ней с 1978 по 1985 годы, потом пять лет — заместителем редактора газеты «Прибайкалец» в Турунтаево. В феврале 1991 года был приглашён собственным корреспондентом вновь созданной республиканской газеты «Бурятия» по Кяхтинскому району. Творческий коллектив редакции составляли лучшие в то время «перья» республиканской газеты «Правда Бурятии» и большинства районных газет, которых пригласили в новое издание редактор Валерий Базарович Бадмаев и его заместитель Татьяна Трофимовна Усольцева.
С большой теплотой Александр Тагирович вспоминает свою работу в «Бурятии» и тогдашних друзей-коллег, настоящих профессионалов газетного дела Анатолия Куклина, Станислава Убеева, Сергея Гурова, Андрея Капустина, Станислава Убеева, Сергея Бухаева, Дмитрия Коркина, Виктора Багонина, Анатолия Климова, Виктора Озерова, Александра Николаева, Ширапа Бадарханова, Валерия Цыдыпова, Светлану Донирову, Баира Табдаева, Сергея Горлачева, Баира Цыбикова, художника-ретушера Николая Гонгорова. Каждый из них уже имел свое имя, свой стиль в республиканской и районной прессе и авторитет в читательской среде. На его глазах начинали творческую деятельность в средствах массовой информации Соелма Дагаева, Тамара Нагуслаева (Якунаева), Герман Намжилов, Игорь Озеров, Елена Бутакова, которые потом стали ведущими журналистами Бурятии. Большим уважением пользовался в коллективе «Бурятии» старейший фотокорреспондент Цыбен Будаевич Цыренжапов. Каждый из них уже имел свое имя, свой стиль в республиканской и районной прессе и авторитет в читательской среде.
Все события начала «лихих девяностых», которые происходили, как в калейдоскопе, и в большинстве своем были беспрецедентными, непременно находили свое отражение на страницах новорожденной «Бурятии». Причём, получив настоящую свободу слова, каждый из них мог писать смело о том, о чем года два назад боялся даже вслух говорить.
Он вспоминает отличные материалы С. Гурова «Яшки пикетируют Транссиб» и «За женщин Горхона замолвите слово», рассказывающие о социальных проблемах в Заиграевском районе, Ш. Бадарханова «Яблоки на снегу» — об инциденте на рынке между местными и заезжими торговцами фруктами, С. Донировой – о внутренней жизни Цолгинской колонии, А. Капустина «Никому Софронушка худого не делал» — о невостребованных из морга телах умерших. Сам он тогда опубликовал очерки «Замбу не кушаем, хур не слушаем» (о необходимости возрождения национальных обычаев и традиций), «С законами наперевес» (о проблемах земельной реформы в Прибайкальском районе), «Журавль Ивана да Марьи» (о трудном становлении фермерского хозяйства Колчиных из Кяхтинского района), » Сначала осквернили, а теперь оСКВЕРНЯЮТ» (о том как сначала сровняли с землей старое кладбище в Кяхте и построили стадион, а потом решили разбить на этом месте сквер Памяти, и ряд других. Журналист говорит, что «нередко его опусы отмечались на летучках среди лучших материалов недели».
Самым благоприятным для профессии Александр Тагирович называет советский период. И в плане творчества, и в плане удовлетворения результатами своего труда. На какие только темы и в каких только жанрах не приходилось писать в конце семидесятых — восьмидесятые годы!
Тираж «районки» тогда составлял более 7 тысяч экземпляров, а значит, с учётом подписки на семьи и организации, её читал весь сорока с лишним тысячный район. При этом часто приходилось работать без выходных, особенно в период сельскохозяйственных кампаний, которые следовали одна за другой круглый год. Свой родной район и заботы, нужды и проблемы его жителей журналисты знали, как дважды два — четыре.
Журналист Фарфутдинов твёрдо убеждён: самые лучшие журналисты — истинные пахари в средствах массовой информации — те, кто прошел через школу районной газеты. Они надежны, ответственны, бескорыстны и глубоко порядочны…
А ещё он считает, что главное и непреложное для всякого журналиста правило: я знать, о чём писать, уметь написать и уметь ответить за написанное. Причем, пусть даже «штампами», без витиеватостей, однако, просто и понятно… И еще важно не обидеть человека, даже подвергая его острой критике. Об этом Александру как-то сказал блестящий фельетонист, очеркист и репортёр Алексей Субботин. И этой заповеди легендарного коллеги Александр Тагирович старался всегда следовать в своей работе.
1 комментарий. Оставить новый
Тагирыча знаю давно, земляк! Хороший товарищ и друг.