Среди тех, кто носит фамилию Кривогорницын, нет зависти, корысти, тунеядства, лицемерия, равнодушия и подлости. Из поколения в поколение в этой большой родове передаются человеколюбие и порядочность, трудолюбие и честность, жизнелюбие и умение стойко переносить удары судьбы. Всеми этими качествами обладает и Изот Федосеевич Кривогорницын. В нем есть житейская мудрость, неподдельность чувств и «фирменный» кривогорницынский юмор. Необыкновенный, одухотворенный, обаятельнейший человек!
…Воспитанный в большой крестьянской семье коренных убур-киретцев Федоса Алексеевича и Ульяны Федоровны, Изот Федосеевич Кривогорницын родился 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Православные священники говорят, что человек, рожденный в Покров день, изначально находится под покровительством Божией Матери. И Она дает ему силы хранить честь, достоинство, совесть в любых жизненных ситуациях.
В 70-80 годы на Убур-Киретском зернотоке Изот Федосеевич производил витаминно-травяную муку, обслуживал гигантский зерносушильный комплекс. И то, и другое опытный механизатор делал основательно, перевыполнял в полтора-два раза сменные задания. Он был что старейшим комбайнером и постоянно ходил в передовиках на любом порученном участке колхозного производства.
Отец Изота Федос Алексеевич воевал в Первую мировую войну и оказался в германском плену. На чужбине вместе с другими пленными работал на какого-то бауэра. Затем, после обмена пленными, вернулся в родную Убур-Киреть. Первый парень на деревне женился на односельчанке-красавице Ульяне, пошли «погодки»-дети: Петр, Виктор, Леонид. Изот стал четвертым сыном в дружной трудолюбивой семье. После него родились Лолий, Лидия, Елена.
Крепкие середняки Кривогорницыны одними из первых вступили в колхоз «Путь Октября».
Когда из тарелки-репродуктора возле клуба легендарный диктор Левитан сообщил черную весть о начале войны, Изот только закончил четыре класса местной школы. Отца и троих братьев почти одновременно призвали в Красную Армию. В одночасье остался двенадцатилетний Изот за ста ршего.
Так началась его взрослая жизнь, трудовая биография. Подросткам скидок на возраст никто не делал. Да и сами они понимали, что идет война. И, чтобы победить фашистов, дети не жалели себя.
Вместо школьных уроков дети военного лихолетья в далеком тылу проходили суровые уроки тяжелого крестьянского труда, у которых, начиная с весны, не было перемен. Землю пахали на конях и быках, потом боронили, вручную сеяли, жали, вязали снопы, молотили, веяли. И так – круглый год до поздней осени. Зимой заготавливали дрова для общественных нужд.
Изот Федосеевич вспоминает, что работали и дровосеками, и грузчиками, и «водителями лошадок». В короткие зимние дни голодные пацанята успевали сделать по два-три рейса в лес. Потом наступала весна, и опять все шло по привычному кругу: пахота, сев, сенокос, молотьба… Как и сверстники, Изот был занят на многопрофильном производстве.
Совсем скоро после начала войны в Убур-Киреть стали поступать «похоронки», возвращаться с фронта раненые земляки. А село, в свою очередь, регулярно отправляло в действующую армию молодых парней, которые, как сказал поэт, уходили в бой, «не долюбив, не докурив последней папиросы». Всего за годы Второй мировой войны из Убур-Кирети было мобилизовано 150 человек, 90 из них навсегда остались лежать на полях сражений.
Отец и трое братьев Кривогорницыных с оружием в руках защищали Отечество. Федос Алексеевич, будучи уже в солидном возрасте, охранял военные объекты в прифронтовой полосе, Петр, Виктор и Леонид находились на передовой. Домой вернулись с боевыми наградами и нашивками на гимнастерках, свидетельствующими о ранениях.
Изот Федосеевич до мельчайших подробностей помнит святой для всего народа День Победы. Сколько было радости и слез, когда Левитан из репродукторов сообщил: «Великая Отечественная война победоносно завершилась!». С флагами и плакатами сельчане прошли по всем улицам, возле клуба состоялся митинг.
После войны шестнадцатилетний Изот Кривогорницын работал помощником тракториста – фронтовика Михаила Артемьевича Максимова. Научился не только управлять стальным конем, но и ремонтировать тракторы. Вскоре устройство машины знал до винтика, по шуму мотора определял, какие у машины имеются неполадки.
В 1949 году двадцатилетнего колхозного механизатора Изота Кривогорницына призвали в Советскую Армию.
Полтора года он прослужил в зенитном полку в Улан-Удэ. Прошел шестимесячные курсы аккумуляторщиков в Чите. В 1951 году полк подняли по боевой тревоге и отправили в Иркутск.
Изот Федосеевич рассказывает, как однажды их построили и отобрали несколько человек, которым было приказано замазать инвентарные номера на простынях и снять таблички с зенитных орудий. Часть находились на казарменном положении в обстановке строгой секретности при железнодорожной станции. На задних путях стояли составы с «зенитками», посторонних туда не пускали. Среди солдат прошла молва, что мы поедем в Корею, которую в то время бомбили американцы. И вот эшелоны пошли на восток. На станции Отпор Читинской области было приказано снять и сдать звездочки с пилоток, ремни и погоны. После того, как переехали китайскую границу, нас обмундировали в китайскую военную форму и повезли дальше. Так мы стали «добровольцами». Нашему зенитному полку была поставлена боевая задача: охранять от налетов американской авиации железнодорожный мост на китайско-корейской границе.
Здесь шла самая настоящая война. Агрессоры пытались уничтожить мост не только с воздуха, но и путем засылки диверсионных групп, «тревога» следовала за «тревогой». Сначала Изот был «телохранителем» лейтенанта из контрразведки, а потом стал разведчиком зенитной артиллерии. Научился по звуку моторов определять не только какой марки летит самолет, но и высоту, на которой он летит. Много раз ему довелось наблюдать воздушные бои, которые часто завязывались прямо над головой. Вверенный для защиты объект наши летчики и зенитчики отстояли, на него не упала ни одна вражеская бомба.
В 1953 году, отслужив в армии три с половиной года (из них два с половиной года участвуя в боевых действиях в Северной Корее), Изот Кривогорницын уволился в запас и прибыл в родное село. Только спустя полвека ему — одному из немногих в Кяхтинском районе — был присвоен статус «участника войны».
Сменив солдатскую гимнастерку на комбинезон, Изот тут же включился в трудовые будни Убур-Киретского колхоза. Закончив шестимесячные курсы комбайнеров в с.Тохой Селенгинского аймака, начал водить степные «корабли» по нивам легендарною колхоза «Родина».
Комбайнером он проработал девятнадцать лет. Сначала на прицепном «Сталинце», потом – на СКД-2 (был такой агрегат с зонтиком вместо кабины, когда вся пыль была твоя), последние годы — уже на современном комбайне.
Люди того поколения, как говорит Изот Федосеевич, испытывали жажду к труду, радость от работы. Их не надо было подгонять, упрашивать. На производстве были дисциплина и порядок.
Когда погода стояла хорошая, с поля домой приезжали в час-два ночи. Умылся — не умылся, поужинал – не поужинал, поспал — не поспал, а чуть свет — бежишь к конторе, откуда опять везли к комбайну. Когда же дни были ненастными, на помощь комбайнерам приходили школьники. Они ворошили валки, а мы следом вели обмолот.
Изот Федосеевич Кривогорницын много раз становился рекордсменом жатвы и колхоза, и района. Его имя постоянно можно было найти среди имен самых лучших комбайнеров Кяхтинского района. Ежегодно наш герой намолачивал 9-10 тысяч центнеров зерна, а в 1975 году из бункера своего комбайна он отправил на зерноток 11 с лишним тысяч центнеров.
А в это время с домашним хозяйством - почти гектар огорода, коровы, свиньи, куры, и с детьми управлялась супруга Анна Петровна.
Анна Яковлева – статная красавица, на которую многие парни из окрестных деревень заглядывались. Ее мужем стал бравый отставной зенитчик с роскошным кудрявым чубом Изот Федосеевич.
Невестка Кривогорницыных Валентина вспоминает, что это был красивый семейный союз любящих друг друга людей. Они никогда не ссорились, и даже не разговаривали на повышенных тонах. Папа называл маму ласково «Аннушка», а мама его — «Зотя». В доме моих свекра и свекрови всегда был идеальный порядок: как в избе, так и на дворе.
Анны Петровны Кривогорницыной не стало в мае 2008 года. С Изотом Федосеевичем они прожили в мире, любви и согласии пятьдесят четыре года. Вырастили и воспитали настоящими, как и сами, работящими, глубокопорядочными людьми сына Анатолия и дочь Любовь. У них – 4 внуков и 5 правнуков.
После того, как Изот Федосеевич провел за штурвалом комбайна девятнадцать жатв, здоровье стало пошаливать, и его назначили оператором агрегата по приготовлению витаминно-травяной муки. Здесь он тоже трудился не на страх, а за совесть, как был приучен с детства, начав трудовую жизнь с двенадцати лет. Потом ему доверили обслуживать многочисленную технику Убур-Киретского зернотока, с чем он также справлялся безупречно. До ухода на заслуженный отдых Изот Федосеевич несколько лет трудился в можколхозсовхозлесхозе…
Великий труженик, замечательный человек, как говорит о нем бывший председатель колхоза «Родина», кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Почетный гражданин Республики Бурятия И.Р.Агафонов, Изот Федосеевич Кривогорницын сделал в жизни все, что подобает настоящему мужчине: построил добротный дом, посадил дерево (и не одно – у него во дворе прекрасный сад), вырастил замечательного сына (и замечательную дочь). Он неустанно трудился на общее благо и самозабвенно любил и любит свою светлой памяти жену. Он жил и живет достойно и красиво. Пока такие люди остаются рядом с нами, они — наша совесть, гордость и пример для подражания.
Александр ФАРФУТДИНОВ, корреспондент газеты «Ленинское знамя», с. Убур-Киреть.